Информационная

сеть
поддержки
межрегионального
делового
сотрудничества
 Виртуальный офис регионального центра информационной сети "Система ММЦ" в Дагестане 

Главная • 
MarketCenter • 
Полезные ссылки • 
Гостевая книга • 
English
Система ММЦ
 • О Системе ММЦ
 • Региональные центры
 • Аналитические статьи
 • Реестр маркетинговых работ
 • Базы данных
 • Контакты
Информационный Портал
 • Наши публикации
 • Деловые предложения
 • Региональный портал
 • Товары и Услуги
Сервисы
 • Форум
 • Чат
 • Виртуальные офисы
 • Визитные карточки
 • Почтовые рассылки
Счетчик посещений
2150593
Поиск
 
Расширенный поиск
Обращайтесь к нам по адресу:
367010
г. Махачкала, проспект Ю.А. Гагарина 120, 3 этаж
тел.: (909) 4830555
факс: (8722) 55-07-62
E-Mail:mmc@drcrp.ru; abamina@yandex.ru
www.dagestan.marketcenter.ru

Организации саморегулирования бизнеса: экономические причины и значения для общества
Наряду с государственным регулированием, влиянием общественных организаций, одним из институтов защи-щающих права потребителей являются организации саморегулирования бизнеса.Признаками организаций по саморегулированию бизнеса(предпринимательской деятельности), на наш взгляд, являются:
• Добровольное объединение ряда коммерческих предприятий, основанное на членстве, для достижения по-ставленных целей;
• Наличие организационной структуры, объединяющей предприятия;
• Делегирование ряда функций предприятий, в частности по разрешению конфликтов с потребителями - орга-низации по саморегулированию;
• Выработка единого этического стандарта поведения на рынке;
• Наличие механизма урегулирования конфликтов;
• Следование выработанному этическому стандарту и контроль за его соблюдением.
Таким образом, организация по саморегулированию бизнеса добровольное объединение коммерческих пред-приятий, основанное на членстве, созданное для достижения поставленных общественно значимых целей, деятельность которых подчинена единому этическому стандарту, соблюдение которого обеспечивается наличием механизмов по урегулированию конфликтов. Анализ модели обеспечивающей защиту прав потребителей в России, позволяет сделать вывод, о том, что существует необходимость совершенствования системы защиты прав потребителей путем развития организаций саморегулирования бизнеса.
Организации саморегулирования бизнеса все еще мало известны в России. Хотя во многих странах мира, такие организации весьма распространены. Отдельные отраслевые ассоциации компаний охватывают в США, например, более 80 процентов всех участников данного рынка.
В соответствии с действующим законодательством, организация саморегулирования бизнеса может быть соз-дана в форме некоммерческой организации, например, ассоциации (союза). Данные некоммерческие организации яв-ляются открытыми для вступления других компаний, при соблюдении последними принципов заложенных в устав объединения.
Все организации саморегулирования бизнеса можно разделить на три группы:
• Отраслевые (профессиональные) - специализированные объединения компаний определенной отрасли эконо-мики. (Ассоциация российских банков. Союз золотопромышленников).
• Территориальные ассоциации объединения компаний осуществляющих свою деятельность в различ-ных отраслях экономики, но объединенные по территориальной принадлежности. Примеры: региональные союзы предпринимателей.
• Межотраслевые - объединения компаний, осуществляющие свою деятельность в различных отраслях и не привязанных к определенной | территории, но объединенных общей идеологией
Для потребителя членство фирмы в организации саморегулирования является сигналом, свидетельствующим о качестве товара (услуги). Механизм гарантии для сложно технических товаров заключается в том, что изготовитель добровольно декларирует бесперебойную работу товара в течение определенного срока. С экономической точки зрения, для покупателя
предоставление гарантии является сигналом, свидетельствующим о надежности товара, торго-вой марки.
В широком смысле сигналом качества конкретного товара является репутация фирмы. Ведь именно ради репутации, компании идут на формирование социально-направленного имиджа фирмы (спонсорство, благотворительность и т.п.), принимают на себя повышенные по сравнению с законодательством обязательства (например, право покупате-ля на безусловный возврат денег).
При наличии у фирмы соответствующей репутации, покупатель не пытается оценить качество конкретного то-вара, а совершает покупку полагаясь на авторитет компании.
Одной из форм подачи сигнала покупателю является членство в определенной организации саморегулирования бизнеса.
Если фирма стала членом организации, что подтверждается наличием специального знака, то для потребителя это гарантия определенного уровня обслуживания и внесудебного урегулирования конфликта, если такой возникнет. Это характерно в большей степени не для межотраслевых, а для отраслевых ассоциаций. К сожалению, такие формы коллективной ответственности перед потребителями не распространены в России.
Как нам представляется, недостаточная конкуренция на российском потребительском рынке способствует сдер-живанию развития организаций саморегулирования бизнеса.
Еще одной немаловажной причиной, влияющей по нашему мнению на возникновение организаций саморегу-лирования бизнеса, является социальная ответственность предпринимателей. Многие организации саморегулирова-ния бизнеса, при осуществлении своей деятельности выполняют определенные функции государства, оказывая поддержку гражданам и не допуская нарушений в среде предпринимательства.
Сегодня уже трудно говорить о предпринимательстве как о деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что эта деятельность осуществляется в рамках правил игры, в открытой конкуренции без мошенничества.
Саморегулирование бизнеса является реально работающим институтом обеспечивающим защиту интересов граждан. Организации саморегулирования бизнеса, могут обладать действенным механизмом разрешения конфликтов с потре-бителями на основе учета экономических интересов,
Экономическая эффективность альтернативного урегулирования споров заключается прежде всего в недопу-щении расходов, связанных с судебным разбирательством потребительского спора.
Участие компании в организации по саморегулированию позволяет оптимизировать издержки компании, связанные с поиском информации о новом в потребительском законодательстве, с судебными разбирательствами, с раз-бирательствами потребительских конфликтов внесудебного характера. По некоторым оценкам участие в организации по саморегулированию бизнеса крупной сервисной организации позволило не допустить потерь компании на общую сумму 400 тыс. немецких марок (при среднегодовом взносе в организацию саморегулирования - около 9 тыс. марок).
Процедура работы с жалобами потребителей в Ассоциации добросовестных предпринимателей состоит из трех этапов: прием и рассмотрение жалобы, посредничество, арбитраж.
В случае если сторонам потребительского спора не удалось достигнуть соглашения при переговорах, либо по-сле обращения к посреднику, то возникает необходимость привлечения для разрешения конфликта арбитра. Как пра-вило, посредником при разрешении споров, выступает специалист ассоциации саморегулирования.
Несмотря на стремление компаний, деятельность которых зависит от большого числа потребителей, не допускать, разрешать конфликты с потребителями, внутри организационной системы довольно часто не удается прийти к согласию с потребителем. Этому мешает и взаимное недоверие, и боязнь «потерять лицо» со стороны фирмы, недостаточный профессионализм сотрудников занимающихся разрешением конфликтов. В этом случае цивилизованным способом разрешения спора является суд. Однако судебная процедура требует больших затрат времени и материальных издержек как со стороны истца, так и со стороны ответчика. Поэтому актуально необходима быстрая и эффективная система альтернативного разрешения споров между потребителем и продавцом, именно такую систему предлагает своим членам Ассоциация добросовестных предпринимателей.
Жалобы потребителей поступают в ассоциацию путем письменного обращения граждан. Первый шаг в контакте с жалобщиком - выяснить, по адресу ли жалоба Ассоциация работает только с претензиями, касающимися отношений между , потребителем и продавцом, изготовителем или исполнителем, и если жалоба не но адресу, то сотруд-ник переориентирует жалобу в органы защиты прав потребителей. Если жалоба относится к компетенции ассоциации саморегулирования, то вторым шагом сотрудник проверяет, является ли компания на которую поступила претензия, членом Ассоциации или хотя бы активным участником ее деятельности. Если нет - потребителю дается консуль-тация общего характера (например, как действовать в случае покупки товара ненадлежащего качества), а в особо сложных случаях рекомендуется обратиться с жалобой в государственные или общественные организации по защите прав потребителей.
Если жалоба поступила на компанию - члена Ассоциации или участника деятельности, то выясняется, обращался ли потребитель непосредственно на фирму в отдел рекламаций или к сотруднику компании, ответственному за работу с жалобами потребителей, если нет, то потребителю сообщаются соответствующие координаты.
В случае если потребитель уже имел дело с представителями фирмы, но при этом остался неудовлетворенным, то Ассоциация выступает в качестве посредника - третьей стороны, которая имеет ограниченные или не имеет ника-ких полномочий принимать решения по сути конфликта, но которая помогает заинтересованным сторонам.
Следует отметить одно из наиболее важных преимуществ посредничества для коммерческих компаний - посредник помогает разрешить потребительский конфликт не только на основе положений закона, но и на основе экономических интересов сторон. Например, если потребитель в соответствии с нормами ФЗ «О защите прав потребите-лей» имеет право на расторжение договора купли-продажи, то в результате проведения процедур посредничества потребитель может получить не только стоимость товара, но и дополнительную компенсацию, так как фирма может быть заинтересована в нем как в перспективном клиенте.
Потребительские конфликты при их неэффективном разрешении могут принести компании существенные убыт-ки. Поэтому особое внимание следует уделять не только внутренней организационной структуре, но и участию в ор-ганизациях по саморегулированию бизнеса.
Если компания не согласна с претензиями потребителя, то она сначала в устной, а затем в письменной форме из-вещает Ассоциацию и потребителя о своей позиции, высказывает свои предложения по решению конфликта и обосновывает их. Посредник оценивает позиции, аргументы и документы, представленные сторонами и дает свои рекомендации сторонам.
Эти рекомендации не являются обязательными для сторон. В ходе консультаций с сотрудником Ассоциации и компания, и потребитель могут пересмотреть свои требования. В случае необходимости Ассоциация организует трехстороннюю встречу потребителя, представителя компании и посредника из организации по саморегулированию. Посредник сводит стороны за одним столом и помогает им достигнуть взаимоприемлемого решения. Посредник является должностным лицом Ассоциации (как правило, юристом).
Посредник не должен действовать в ситуации конфликта интересов (он не должен быть связан личными, се-мейными или профессиональными отношениями ни с одной из сторон). Посредник не решает, кто прав, а кто не прав, он помогает сторонам самим договориться. Задача посредника в том, что бы: а) помочь сторонам лучше понять суть и причины конфликта, б) помочь им достичь взаимоприемлемого решения.
Мировая практика наглядно демонстрирует, что расширение рассматриваемых процессов неизбежно, а, следовательно, с необходимостью развития системы саморегулирования рано или поздно столкнется и наша республика. В первую очередь это касается тех предприятий, которые являются лидерами целевых рынков.
Наиболее актуально развитие системы саморегулирования стоит в таких отраслях экономики республики как торговля сложнобытовыми товарами, услуги транспорта и связи. Ситуация, на сегодняшний день, такова, что несо-вершенство рынка и отсутствие здоровой конкуренции позволяют пока, в какой то мере, игнорировать интересы потребителя. Дагестанский потребитель сегодня целиком и полностью зависит от прихоти производителя товаров и услуг. Именно отсутствие четких правил игры позволяет нарушать, например, права потребителя услуг связи. Ведь не секрет, что монополия в данной сфере порождает множество соблазнов. И мы сегодня являемся свидетелями большого количества обращения граждан по поводу нарушения их прав акционерным
обществом «Дагсвязьинформ». Аналогичная ситуация складывается с транспортным обслуживанием граждан республики. По тому как, несмотря на обилие маршрутных такси, охарактеризовать обстановку как конкурентную среду мы не можем. Граждане лишены выбора, лишены альтернативных видов транспорта, а это опять-таки порождает вседозволенность. Анализируя мировой опыт, можно увидеть, что если бы существовали организации саморегулирования, хотя бы в наиболее актуальных для населения отраслях, многих спорных вопросов можно было бы избежать. Ведь если бы функционировали бы органы, отслеживающие и пресекающие нарушения внутри своей отрасли, это значительно разгрузило бы органы защиты прав потребителей и суды. Естественно, что осуществлять внутренний контроль должны или наиболее авторитетные и зарекомендовавшие себя на рынке представители бизнеса, или некий выборный орган. Причем необходимо создать условия для пресечения попыток игнорирования его решений. Что в условиях нашей республики, в условиях «дикого капитализма», смахивающего на феодализм, весьма актуально. Правовой нигилизм, поддерживаемый коррупцией и бюрократией, создает почти непреодолимые барьеры на пути такой распространенного инструмента «чистого» бизнеса, как саморегулирование. Бюрократической и правовой системе, на сегодняшний день, невыгодно, чтобы какие то ни было проблемы, решались без их участия, потому как, так называемый самоконтроль гасит конфликт между произ-водителем и потребителем на корню. Это в свою очередь лишает вышеупомянутые органы сферы деятельности.
В качестве положительного опыта можно отметить деятельность некоторых частных компаний, действующих на рынке РД в таких сферах как производство офисной мебели и оборудования, сотовой связи и т.д. однако говорить об отраслевом саморегулировании пока оснований нет. Все подвижки связаны с внутрифирменным контролем и задачей республиканских органов власти является стимулирование экстраполяции положительного опыта.
Необходимо сказать, что пока бизнес не осознает выгоду от расширения системы саморегулирования развития ее ждать не приходится. А развитие это выгодно как для бизнеса, так и для потребителя, а, следовательно, для социально настроенного государства. Так как потребитель как гражданин является стержнем государственных интересов. И пора переходить от декларирования высоких лозунгов к защите интересов каждого человека, каждой личности.

Изиев К.А., к.э.н., доцент кафедры коммерции и маркетинга,
Исп.директор ММЦ «Дагестан-Москва»
« Вернуться


 Рейтинг@Mail.ru
Российский деловой портал «Альянс Медиа»
 · Бизнес России
Бизнес-образование
 · Бизнес-план
 · БИНФО
 · Благотворительность
 · Бухгалтерский учет
 · Вся Россия
 · ВЭД
Госзаказ
 · Дистанционный консалтинг
 · ЖКХ
 · Законы
 · Зоокластер
 · Инвестиции
 · Инновации
 · Исследования
Исторические документы
 · ИТ и связь
 · Кино
 · Кластер инноваций
 · Кластерное развитие
 · Коммерческие предложения
Легпром
 · Маркетинг
 · Мероприятия
 · Молодежь
 · Наука
 · Недвижимость
 · Охрана труда
 · Размещение пресс-релизов
Пресса
 · Продукция и услуги
 · Работа
 · Рассылки
 · Реклама и PR
 · Ремесленничество
 · Рестораны
 · Русский язык
Система ММЦ
 · Словарь
 · Социальное общество
 · Спорт
 · Стиль Мода Дизайн
 · Субконтрактация
ТВ - Первый канал бизнеса
 · Тесты
 · Транспорт
 · Финансовые рынки
 · Экология
Адыгея
 · Алтай
 · Амурская область
 · Архангельск
 · Астрахань
 · Башкортостан
 · Белгород
 · Брянск
 · Бурятия
Владимир
 · Волгоград
 · Вологда
 · Воронеж
 · Дагестан
 · Еврейская АО
 · Забайкальский край
 · Иваново
 · Ингушетия
Иркутск
 · Кабардино-Балкария
 · Калининград
 · Калмыкия
 · Калуга
 · Камчатка
 · Карачаево-Черкессия
 · Карелия
Кемерово
 · Киров
 · Коми
 · Кострома
 · Краснодар
 · Красноярск
 · Курган
 · Курск
 · Ленинградская область
Липецк
 · Магадан
 · Марий Эл
 · Мордовия
 · Москва
 · Московская область
 · Мурманск
 · Ненецкий АО
Нижний Новгород
 · Новгород
 · Новосибирск
 · Омск
 · Орел
 · Оренбург
 · Осетия
 · Пенза
 · Пермь
 · Приморье
Псков
 · Республика Алтай
 · Республика Крым
 · Ростов-на-Дону
 · Рязань
 · Самара
 · Санкт-Петербург
 · Саратов
Сахалин
 · Свердловская область
 · Севастополь
 · Смоленск
 · Ставрополь
 · Тамбов
 · Татарстан
 · Тверь
 · Томск
Тула
 · Тыва
 · Тюмень
 · Удмуртия
 · Ульяновск
 · Хабаровск
 · Хакасия
 · ХМАО-Югра
 · Челябинск
 · Чечня
Чувашия
 · Чукотка
 · Якутия
 · Ямало-Ненецкий АО
 · Ярославль
Дальневосточный ФО
 · Приволжский ФО
 · Северо-Западный ФО
 · Северо-Кавказский ФО
 · Сибирский ФО
 · Уральский ФО
Центральный ФО
 · Южный ФО
Австралия
 · Австрия
 · Азербайджан
 · Аргентина
 · Армения
 · АТЭС
 · Белоруссия
 · Бельгия
 · Болгария
 · Бразилия
Великобритания
 · Венгрия
 · Вьетнам
 · Германия
 · Греция
 · Грузия
 · Дания
 · ЕАЭС
 · Египет
 · Израиль
 · Индия
Ирландия
 · Испания
 · Италия
 · Казахстан
 · Канада
 · Кипр
 · Киргизия
 · Китай
 · Куба
 · Латвия
 · Литва
Молдавия
 · Монголия
 · Нидерланды
 · Норвегия
 · Польша
 · Португалия
 · Румыния
 · Сербия
 · Словакия
 · Словения
СНГ
 · Таджикистан
 · Тайвань
 · Туркмения
 · Турция
 · Узбекистан
 · Украина
 · Финляндия
 · Франция
 · Хорватия
Черногория
 · Чехия
 · Швейцария
 · Швеция
 · Эстония
 · Южная Корея
 · Япония
2003 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности